Республике не достанется ни одной акции КАПО
16 апреля 2008 года

Сейчас в КАПО завершается процесс акционирования и приватизации. По распоряжению, недавно подписанному Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, на решение процедурных вопросов формирования имущественного комплекса предприятия понадобится более трех месяцев. После акционирования ОАО "КАПО имени С.П. Горбунова" войдет в Объединенную авиастроительную корпорацию. Уже известно, что держателем акций станет федеральный центр в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Так что после объединения корпорацией будет рулить не татарстанское правительство (которое вложило огромные средства в производство самолета "Ту-214", а также в подготовку документации на изготовление "Ту-334"), а российское.

Республика никогда не стремилась объединять казанское предприятие с российскими производителями авиационной техники. Так, в конце 2005 года в КАПО были направлены татарстанские аудиторы, которые должны были подсчитать общую стоимость имущества предприятия и определить долю республики при распределении стопроцентного пакета акций. По предварительным расчетам, в собственности республики должно было остаться около 30 процентов акций.

На вопрос корреспондента "ВК", почему все-таки собственником КАПО будет только федеральный центр, советник премьер-министра РТ по вопросам машиностроения, оборонной промышленности и конверсии Назир Киреев ответил, что есть указ президента России Владимира Путина о создании ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", в которую должно войти казанское объединение со всем своим имущественным комплексом. "Мы должны выполнять указ президента России", - заявил Назир Киреев.

Но дело не только в этом. Республика без помощи федерального центра не в состоянии поднять объединение. В последние годы в КАПО снизились объемы производства, казанские авиастроители не выполнили заказ авиакомпании "Трансаэро" по поставке обещанных самолетов "Ту-214". В объединении пришлось сменить генерального директора. На церемонии представления рабочим КАПО нового руководителя Васила Каюмова осенью прошлого года председатель правления ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Алексей Федоров напомнил, что еще несколько лет назад объемы производства казанского завода в десять раз превышали показатели иркутского авиационного предприятия.

- По итогам этого года (2007-го. - В.П.) ситуация коренным образом изменилась: иркутское предприятие произвело в десять раз больше продукции, чем КАПО имени Горбунова, - сказал Алексей Федоров. - Казанское предприятие очень сильно отстало по внедрению современных технологий, проектированию, изготовлению самолетов. Это огромная беда казанских авиастроителей, что соотношение изменилось в сто раз. Конечно, вины коллектива предприятия в этом нет, такова была политика государства, что продукция, производимая КАПО - в основном стратегические бомбардировщики, оказалась невостребованной ни на внутреннем, ни на внешнем рынках.

Председатель правления Объединенной авиастроительной корпорации тогда пообещал, что казанское объединение займет в структуре корпорации одну из ключевых позиций. Не менее важной задачей станет, дескать, производство гражданской авиации, в частности, "Ту-214". На прошлой неделе Алексей Федоров снова посетил КАПО и, как сообщил корреспонденту "ВК" информированный источник, остался доволен темпами оздоровления и развитием предприятия. На совещании в Кабмине РТ, где он обсудил вопросы завершения приватизации авиационного объединения и обеспечения кадрами, никто из представителей татарстанского правительства не возражал против передачи стопроцентного пакета акций в федеральный центр. На совещании договорились, что в соответствии с проектом устава в состав совета директоров войдет девять человек - представители Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Федерального агентства по промышленности, ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", правительства республики, конструкторского бюро имени Туполева и генеральный директор КАПО Васил Каюмов.

Валентина ПАХОМОВА, "Вечерняя Казань"